четверг, 7 февраля 2013 г.

эдвард де боно использование лотерального мышления

Вот собственно рассуждениям на эту тему и посвящены 80% издания. Остальные 20% книги де Боно описывает инструменты, которые им придуманы, для помощи в творческом идейном (или «латеральном») мышлении. Метод «6 шляп», параллельное мышление, словесное кодирование и другие. Все они служат для того, чтобы процесс творчества стал проще и мог служить во благо человеку/бизнесу. Так де Боно приводит пример сталелитейной компании, у которой начался период длительной стагнации. Чтобы выйти из кризиса, руководство компании провело в течении рабочего дня 127 десятиминутных «креативных сессии», совместными силами руководства и рабочих. Во время этих сессий было придумано 21,000 новых идей, для анализа которых понадобилось 9 месяцев. Надо отметить, что дела у компании пошли гораздо лучше!:))

Вторая проблема современной модели мышления она строится на анализе «истории». То есть мы строим своё суждение о будущем, основываясь на тех фактах, что нам дала история. Это довольно логично в повседневных вещах, но абсолютно не нормально в процессе «идейного творчества» это существенный ограничитель. Просто нас учат всё анализировать с точки зрения логики, а любая чужая идея, оцениваемая нами «задним числом» всегда кажется очень логичной. Соответственно и мы в процессе мышления ввязываем логику в творчество. Это не верно!

Эта система легла в основу средневековой модели суждения. И всё это было тоже не с проста. Для средневековой церкви идеально подходил способ дискуссии Сократа, методология суждения «ячеек несомненных фактов» Аристотеля и абсолютизм Платона. Для церкви такой расклад был просто идеальным, чтобы доказать, что они правы, а еретики нет. Тут был недопустим еще один вариант развития сюжетной линии: одна сторона должна победить, другая проиграть.

Так, например, Платон не верил в демократию и считал её глупой системой. Возможно причина была в том, что правительство облагало его семью чрезмерными налогами, как одну из богатейших в стране. В своей книге «Республика» Платон представляет свой проект устройства государства. Государство без системы голосования, и с системой «воспитания будущего правительства» в специальных яслях и школах для мальчиков. Эта система была принята в качестве образца германской нацистской партией.PАристотель же в своей системе мышления пошел еще дальше. Он считал, что у мужчин зубов больше, чем у женщин. Он дважды был женат, но ни разу не попросил жену открыть рот, чтобы сосчитать количество зубов. А своё суждение он строил на том, что у жеребцов зубов больше, чем у кобыл. Поэтому вывел общий принцип у самцов зубов больше.

Итак, почему же человечество такое «тупое»? Эдвард, доктор медицины и философии, преподаватель Оксфордского, Лондонского, Кембриджского и Гарвардского университетов, считает, что во всем виновата античная философия и тот образ мышления, которому нас научили Сократ, Платон и Аристотель. Проблема в том, что процесс мышления, который предлагала «великая греческая тройка» строится на «узнавании» и «восприятии» эти данные запускают у нас в мозгу процесс оценки по системе «верно/не верно», что и приводит к ограниченности суждения. Эта система идеально подходила под условия того времени.

Это не первая книга Эдварда де Боно, прочитанная мной. До этого были: «Водная логика», «Я прав вы заблуждаетесь», «Научи себя думать», «Рождение идеи», «Использование латерального мышления» и другие. Книги де Боно читаются за вечер. Их нельзя и книгами-то назвать. Скорее, распечатанный пост из блога или статья в научный жунал, на 100-120 страниц.

by  • 27.09.2011 •   • 

Эдвард де Боно «Почему мы такие тупые?» | Ajven's blog

Комментариев нет:

Отправить комментарий